Готов ли Ваш дошкольник к школе?

Готов ли Ваш дошкольник к школе?

Казалось бы, что разделяет дошкольника и ребенка, который, с ранцем и букетом отправляется в школу в первый раз? Одна ночь, новая форменная одежда, волнение, ожидание нового, неизвестного? Однако переход к учебной деятельности, новыми отношениями «ученик – учитель» знаменуют новую ступень в развитии малыша. Как помочь маленькому школьнику справиться с новыми и часто для него сложными условиями школьной жизни? Об этом мы расскажем Вам в этих материалах.

 Пора или нет идти в школу?

Ответ на этот вопрос непосредственно связан с понятием «школьная готовность». Почему так важно иметь положительный ответ на этот вопрос? Дети, не готовые к систематическому обучению, труднее и дольше проходят период адаптации, приспособления к новым для него условиям, у них чаще проявляются различные трудности обучения, именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение здоровья, и, прежде всего психоневрологической сферы.

Что же такое «школьная готовность»?

Чаще всего, отвечая на этот вопрос, родители говорят об умении будущего школьника читать, считать, иногда даже писать. При этом они затрачивают много сил и эмоций, стараясь таким образом подготовить ребенка к школе. Между тем, наш опыт свидетельствует о том, что не всякий ребенок, владеющий этими навыками успешен в школьной жизни. Часто трудности отмечаются с самого начала обучения, обусловлены они психологической неготовностью к обучению.

Что же это такое? Психологи в понятие «готовность в школе» включают, естественно, интеллектуальную готовность. В нее входят:

— необходимый для данного возраста запас сведений и знаний. Знает ли ребенок имена родителей, домашний адрес, место работы и специальность, времена года и дней недели, домашних и диких животных, ориентируется ли он во времени и пространстве, доступны ли ему элементарные обобщения и т.п.

— Развитие речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно, способен ли он прослушать, запомнить и пересказать небольшой рассказ, какими предложениями он пользуется при пересказе, правильно ли понимает смысл картинки и т.п.

— Состояние и характер памяти.

— Особенности мышлении. Умеет ли обобщать, сравнивать предметы на конкретных примерах или пользуется понятиями. Способен ли построить простое умозаключение и т.п.

 Не менее важной для успешной адаптации и учебной деятельности будущего школьника является личностная готовность.

В понятие личностная готовность входят такие составляющие как

мотивационная готовность. В первую очередь это ответ на вопрос хочет ли ребенок идти в школу, как он понимает, для чего нужно учиться в школе. Особое значение придается развитию познавательной мотивации (насколько развит интерес ребенка к знаниям).

Социальная готовности. Готов ли ребенок к установлению новых отношений со взрослым (учителем), одноклассниками, каким образом он выстраивает эти отношения, готов ли он принять новые правила жизни в школьном коллективе. Ребенок, который посещал детский сад уже имеет необходимый опыт, но есть смысл поговорить с воспитателями группы об отношениях ребенка со сверстниками (дружелюбный, драчливый, охотно ли играет с детьми, принимает правила игры, может сам предложить игру и ее правила и т.п.); с воспитателем (подчиняется ли требованиям, насколько точно выполняет указания, откликается ли на просьбы помочь воспитателю или товарищу по группе).

— Социальная позиция школьника. Успешность адаптации в школе зависит от отношения ребенка к самому себе, отношению к взрослым, сверстникам, отношению к учению в школе. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений, связанных со школой.

Волевая готовность также необходима для нормальной адаптации и успешной учебы ребенка в школе. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внешними и внутренними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Произвольность поведения — умение управлять своей деятельностью очень важное требование при определении школьной готовности.

 Много проблем возникает в учебной деятельности первоклассника при обучении его навыкам письма. Не всем удается выстраивать ровные ряды букв. Много огорчений и у ребенка, и у родителей вызывает плохой почерк. Особенности графомоторных навыков напрямую связаны с развитием зрительно-моторной координации. Считается, что созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно-моторную координацию, заканчивается к 6-7 годам, когда ребенок становится школьником. Тем не менее имеются различия в темпах созревания у разных детей, поэтому возможности трудности в освоении письма. Зачастую преодолению этой проблемы могут помочь специальные упражнения, направленные на развитие координации движений рук, тренировку мелких мышц кистей рук. Это штриховки, раскрашивания, вырезание из бумаги, вышивание, лепка, работа с тестом и т.п.

 При разговоре о школьной готовности мы не можем обойти стороной состояние здоровья будущего школьника. Это очень важная составляющая школьной готовности. В условиях школьной адаптации эти дети наиболее уязвимы, у них гораздо выше риск развития дезадаптационных процессов, чем у их здоровых сверстников. При наличии серьезных хронических заболеваний, стоит обсудить вопрос обучения ребенка в школе с лечащим врачом и психологом.

 И, наконец, работоспособность ребенка во время занятий. Мы сознательно поместили разговор о ней в коней нашего сообщения. Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т.п. Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом. Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.

Мы закончили краткий обзор понятия «школьная готовность».

 Если Вам хочется узнать больше о своем ребенке, о том, как правильно и эффективно организовать процесс подготовки к школе в оставшееся время, какую школу выбрать, обратитесь к психологу. Вы можете получить необходимую консультацию у нас, в Центре, предварительно записавшись на прием к психологу по телефону 430 – 51- 01. Кроме того, подобная консультация возможна в школе, в которую Вы планируете отдать своего ребенка, если там есть психолог.

 Желаем Вам удачи.

 Материал подготовлен педагогом-психологом ПМС-Центра Орловой В.В.

Эту страницу просмотрели 917 раз

Комментарии закрыты.